ГРОДНА
Пятніца,
13 снежня 2024 года |
«Приидет Сын Человеческий во славе…»
Как понимать повторное пришествие Христа?
В последнее время много говорят о конце света. Его пытаются предсказывать – и не только в религиозном контексте, поскольку за это берутся и люди, не признающие Бога. Такие предсказания обычно носят негативный характер, т.е. утверждают, что это будет «конец всего». Тем не менее в христианском представлении повторное пришествие Христа во славе носит позитивный характер. Это будет не «конец всего», а окончательная победа добра над злом, победа Христа над несправедливостью, грехом и дьяволом.
Католическая теология говорит о первом пришествии Спасителя (воплощение и рождение Христа) и втором (Его явление в конце света). Христос ясно предсказал своё второе пришествие во славе. В христианстве повторное пришествие Христа называется «Парусией Христа». В эллинском мире «парусия» означала официальный визит властителя, это была красивая церемония, во время которой повелитель одаривал город особыми благами. †
В последнее время много говорят о конце света. Его пытаются предсказывать – и не только в религиозном контексте, поскольку за это берутся и люди, не признающие Бога. Такие предсказания обычно носят негативный характер, т.е. утверждают, что это будет «конец всего». Тем не менее в христианском представлении повторное пришествие Христа во славе носит позитивный характер. Это будет не «конец всего», а окончательная победа добра над злом, победа Христа над несправедливостью, грехом и дьяволом.
Католическая теология говорит о первом пришествии Спасителя (воплощение и рождение Христа) и втором (Его явление в конце света). Христос ясно предсказал своё второе пришествие во славе. В христианстве повторное пришествие Христа называется «Парусией Христа». В эллинском мире «парусия» означала официальный визит властителя, это была красивая церемония, во время которой повелитель одаривал город особыми благами. †
Парусия означает повторное пришествие Христа во славе в конце времён. Она будет источником окончательного обновления всего творения и завершением нынешнего времени, поскольку всё будет включено в вечность. Пришествие Христа на суд станет откровением Божьей любви, поскольку Бог судит мир любовью. Этим Он приведёт домой всех, кто захочет быть приведённым. Тогда Бог в полной мере будет господствовать во всём и во всех. Можно сказать, что в момент пришествия Христа весь мир придёт к Богу.
Парусия – это полная победа добра над злом. В этой победе Христос явится как Победитель всякого зла.
У Бога назначен конец мира, потому что было и начало. Если принять, что вечность имеет начало, то по сравнению с этим нынешний век очень короток. Нам может казаться, что он длинный, но по сравнению с вечностью это лишь мгновение. Вечное счастье намного превосходит нынешние преходящие беды. А Парусия заканчивается новой жизнью и вечным счастьем, но перед этим будет суд.
Что говорят о Парусии сам Христос, Апостолы и первые христиане?
Христос ясно уверяет нас в своей окончательной победе и повторном пришествии.
«Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф 16, 27). «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне» (Мф 23, 39). «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26, 64).
Парусия наступит внезапно и неожиданно, поэтому Иисус часто призывает бодрствовать и быть готовым к встрече с Тем, Кто должен прийти: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Mф 24, 42-44).
На вопрос учеников: «Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?» (Лк 21, 7) – Иисус ясно ответил: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк 13, 32)
Поэтому все попытки предсказать день и год наступления Парусии лживы в своей сущности: «Никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын…» Если сам Христос не знал, то как же грешный человек смеет предсказывать день Его прихода?
Также и Апостол Павел, обращаясь к верующим, говорит: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1 Фес 5, 1-11).
Первые христианские общины с надеждой ожидали скорого пришествия Христа, поэтому жили близостью Его Парусии, осознавая, что время Церкви – это последнее, эсхатологическое время. Они приветствовали друг друга по-арамейски: «Маранафа – гряди, Господи!».
Нравственность и благочестие первых христиан обладали отчётливо парусийной направленностью, выражающей убеждённость, что перед лицом скорого возвращения Господа все земные дела обладают условной, преходящей ценностью.
В Послании св. Павла к Филиппийцам мы находим описание Парусии. Св. Павел призывает верных ожидать её с радостью: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь. (…) Господь близко» (Флп 4, 4-5).
Кажется, что живая вера в Парусию начала угасать около 300 года нашей эры. Радость и чувство близости Бога, о которых пишет св. Павел, начали исчезать. Первые христиане жили с ощущением такой близости и поручали Богу все свои заботы: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп 4, 6). Может быть, сегодня такая близость Господа ещё чувствуется в созерцательных орденах.
О. Иоахим Бадени, монах-доминиканец, умерший в 2010 году, в своём интервью «Поверьте в конец света» говорит: «У меня было символическое видение Парусии, когда я лежал в больнице. Неважно, каким оно в точности было, потому что видение может быть разным, но с тех пор я абсолютно убеждён, что она будет. Когда? К счастью, я не испытываю искушения назначать Богу даты.
В том видении зло обрело очень забавные формы: я увидел его как тараканов, которые убегали от Христа, величественно шагавшего во главе огромного шествия. Плодом этого видения стала моя абсолютная уверенность в Парусии.
В первые века христиане постоянно молились такими словами: «Маранафа – Господи, гряди!”. Мы знаем, что Господь отвечает: «Ей, гряду скоро!” (Откр 22, 20). Но слово «скоро” следует понимать не во временном смысле, а в экзистенциональном. Не как дату, а как существование Парусии. Она уже сейчас существует в Божьей мысли. Вера в Парусию сокрыта в Божьих планах. Даже Христос не знает, когда наступит Парусия. Только Небесный Отец будет об этом знать».
Что даёт вера в Парусию?
О. Иоахим Бадени считает, что именно потому, что мы не знаем даты Парусии, но верим, что она наступит, возникает состояние готовности и надежды. Верующий человек обладает уверенностью в Парусии Господа, обладает ей здесь и сейчас, без потребности знать даты. В этой вере заключена огромная сила – это сила надежды: я верю в приход Христа в конце мира.
Доброму человеку, который живёт в согласии с Божьей волей, нечего бояться. Определённое сходство с этой ситуацией можно найти в семейной жизни: боится ли отца послушный ребёнок? Если шалит, то ему следует бояться. Но отец – это только человек, который может ошибаться в приступе гнева. Бог же безусловно справедлив. Для праведника нет причин бояться Парусии.
Уверенность в пришествии Господа также наполняет христианина радостью, поскольку он осознаёт, что по благодати крещения он носит в себе зачаток последних времён. Вера в повторное пришествие Господа учит правильно смотреть на ценности и события этого мира; она позволяет видеть их в перспективе вечности, но не отрывает христианина от разрешения проблем этого мира, поскольку он знает, что будет судим по делам любви.
Однако в современном мире существует опасность: очень тонкое, хитрое, дьявольское преследование и уничтожение христианского сознания. Это очень опасное явление. Вместе с верой постепенно исчезает христианское сознание.
Сегодня человек хочет сравняться с Богом, как это описано в Книге Бытия. Человек хочет быть творцом и соперничать с Господом. Он проводит эксперименты с клонированием – это очень серьёзный сигнал опасности.
Вера – это сознание, которое формирует человека, а не только религиозные практики. Мир как будто забыл о Парусии. И хотя Церковь в каждой Мессе напоминает о ней – это не производит на нас впечатления. Быть может, это безразличие – результат воздействия дьявола. Что даёт вера в Парусию? О. Иоахим отвечает так: «Я думаю, что благодаря ей я обрёл спокойствие духа, хотя не обязательно нервов. Человек, получая уверенность в Парусии, по-прежнему остаётся нервным и переменчивым. Но если я загляну глубже в своё сознание, то отчётливо вижу там эту абсолютную уверенность. Она иногда прикрыта сомнениями, страхами, но, однажды дарованная, она уже не была у меня отобрана. Я знаю, что ход истории носит только временный характер, а победа Христа, победа веры – полная и несомненная. Это уверенность вневременная. Если бы она была дарована с датой, то можно было бы сказать, что у нас есть ещё двести или сто двадцать лет. Мы бы принялись отсчитывать время и пришли бы к выводу, что можем ещё “гульнуть”. Поэтому вневременность Парусии даёт очень глубокий духовный мир тому, кому была дарована эта уверенность. Может, у кого-то сейчас возникнет вопрос: как её получить? Нужно о ней молиться».
Переживание Парусии носит также очень созидательный характер. Оно укрепляет веру. Верующий человек, будучи уверенным в Парусии, иначе смотрит на зло. Он видит зло как зло, но в его сознании оно уже побеждено. Современный человек, верующий в Парусию, видит, что зло уже не является силой, которую нельзя победить, и что на место зла придёт невообразимое божественное счастье всего человечества, согласие и справедливость. Сейчас зло может торжествовать в различных сферах жизни, но в конце концов оно проиграет. Так что благодаря этой вере христиане могут быть оптимистами.
И в то же время христианин борется со злом, веря в окончательную победу добра. Если мы оставим эту борьбу и победу Парусии, то это значит, что мы своим безучастием одобряем зло.
Такая вера – это Божий дар, поэтому она приносит мир – Божий мир. Человек может быть по-прежнему нервным, переменчивым, склонным к депрессии, но в глубине души он будет спокоен. Глубина человеческого духа не зависит от нервов. В случае духовного кризиса вера может оказаться очень полезной.
Парусия – это полная победа добра над злом. В этой победе Христос явится как Победитель всякого зла.
У Бога назначен конец мира, потому что было и начало. Если принять, что вечность имеет начало, то по сравнению с этим нынешний век очень короток. Нам может казаться, что он длинный, но по сравнению с вечностью это лишь мгновение. Вечное счастье намного превосходит нынешние преходящие беды. А Парусия заканчивается новой жизнью и вечным счастьем, но перед этим будет суд.
Что говорят о Парусии сам Христос, Апостолы и первые христиане?
Христос ясно уверяет нас в своей окончательной победе и повторном пришествии.
«Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф 16, 27). «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне» (Мф 23, 39). «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26, 64).
Парусия наступит внезапно и неожиданно, поэтому Иисус часто призывает бодрствовать и быть готовым к встрече с Тем, Кто должен прийти: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Mф 24, 42-44).
На вопрос учеников: «Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?» (Лк 21, 7) – Иисус ясно ответил: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк 13, 32)
Поэтому все попытки предсказать день и год наступления Парусии лживы в своей сущности: «Никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын…» Если сам Христос не знал, то как же грешный человек смеет предсказывать день Его прихода?
Также и Апостол Павел, обращаясь к верующим, говорит: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1 Фес 5, 1-11).
Первые христианские общины с надеждой ожидали скорого пришествия Христа, поэтому жили близостью Его Парусии, осознавая, что время Церкви – это последнее, эсхатологическое время. Они приветствовали друг друга по-арамейски: «Маранафа – гряди, Господи!».
Нравственность и благочестие первых христиан обладали отчётливо парусийной направленностью, выражающей убеждённость, что перед лицом скорого возвращения Господа все земные дела обладают условной, преходящей ценностью.
В Послании св. Павла к Филиппийцам мы находим описание Парусии. Св. Павел призывает верных ожидать её с радостью: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь. (…) Господь близко» (Флп 4, 4-5).
Кажется, что живая вера в Парусию начала угасать около 300 года нашей эры. Радость и чувство близости Бога, о которых пишет св. Павел, начали исчезать. Первые христиане жили с ощущением такой близости и поручали Богу все свои заботы: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп 4, 6). Может быть, сегодня такая близость Господа ещё чувствуется в созерцательных орденах.
О. Иоахим Бадени, монах-доминиканец, умерший в 2010 году, в своём интервью «Поверьте в конец света» говорит: «У меня было символическое видение Парусии, когда я лежал в больнице. Неважно, каким оно в точности было, потому что видение может быть разным, но с тех пор я абсолютно убеждён, что она будет. Когда? К счастью, я не испытываю искушения назначать Богу даты.
В том видении зло обрело очень забавные формы: я увидел его как тараканов, которые убегали от Христа, величественно шагавшего во главе огромного шествия. Плодом этого видения стала моя абсолютная уверенность в Парусии.
В первые века христиане постоянно молились такими словами: «Маранафа – Господи, гряди!”. Мы знаем, что Господь отвечает: «Ей, гряду скоро!” (Откр 22, 20). Но слово «скоро” следует понимать не во временном смысле, а в экзистенциональном. Не как дату, а как существование Парусии. Она уже сейчас существует в Божьей мысли. Вера в Парусию сокрыта в Божьих планах. Даже Христос не знает, когда наступит Парусия. Только Небесный Отец будет об этом знать».
Что даёт вера в Парусию?
О. Иоахим Бадени считает, что именно потому, что мы не знаем даты Парусии, но верим, что она наступит, возникает состояние готовности и надежды. Верующий человек обладает уверенностью в Парусии Господа, обладает ей здесь и сейчас, без потребности знать даты. В этой вере заключена огромная сила – это сила надежды: я верю в приход Христа в конце мира.
Доброму человеку, который живёт в согласии с Божьей волей, нечего бояться. Определённое сходство с этой ситуацией можно найти в семейной жизни: боится ли отца послушный ребёнок? Если шалит, то ему следует бояться. Но отец – это только человек, который может ошибаться в приступе гнева. Бог же безусловно справедлив. Для праведника нет причин бояться Парусии.
Уверенность в пришествии Господа также наполняет христианина радостью, поскольку он осознаёт, что по благодати крещения он носит в себе зачаток последних времён. Вера в повторное пришествие Господа учит правильно смотреть на ценности и события этого мира; она позволяет видеть их в перспективе вечности, но не отрывает христианина от разрешения проблем этого мира, поскольку он знает, что будет судим по делам любви.
Однако в современном мире существует опасность: очень тонкое, хитрое, дьявольское преследование и уничтожение христианского сознания. Это очень опасное явление. Вместе с верой постепенно исчезает христианское сознание.
Сегодня человек хочет сравняться с Богом, как это описано в Книге Бытия. Человек хочет быть творцом и соперничать с Господом. Он проводит эксперименты с клонированием – это очень серьёзный сигнал опасности.
Вера – это сознание, которое формирует человека, а не только религиозные практики. Мир как будто забыл о Парусии. И хотя Церковь в каждой Мессе напоминает о ней – это не производит на нас впечатления. Быть может, это безразличие – результат воздействия дьявола. Что даёт вера в Парусию? О. Иоахим отвечает так: «Я думаю, что благодаря ей я обрёл спокойствие духа, хотя не обязательно нервов. Человек, получая уверенность в Парусии, по-прежнему остаётся нервным и переменчивым. Но если я загляну глубже в своё сознание, то отчётливо вижу там эту абсолютную уверенность. Она иногда прикрыта сомнениями, страхами, но, однажды дарованная, она уже не была у меня отобрана. Я знаю, что ход истории носит только временный характер, а победа Христа, победа веры – полная и несомненная. Это уверенность вневременная. Если бы она была дарована с датой, то можно было бы сказать, что у нас есть ещё двести или сто двадцать лет. Мы бы принялись отсчитывать время и пришли бы к выводу, что можем ещё “гульнуть”. Поэтому вневременность Парусии даёт очень глубокий духовный мир тому, кому была дарована эта уверенность. Может, у кого-то сейчас возникнет вопрос: как её получить? Нужно о ней молиться».
Переживание Парусии носит также очень созидательный характер. Оно укрепляет веру. Верующий человек, будучи уверенным в Парусии, иначе смотрит на зло. Он видит зло как зло, но в его сознании оно уже побеждено. Современный человек, верующий в Парусию, видит, что зло уже не является силой, которую нельзя победить, и что на место зла придёт невообразимое божественное счастье всего человечества, согласие и справедливость. Сейчас зло может торжествовать в различных сферах жизни, но в конце концов оно проиграет. Так что благодаря этой вере христиане могут быть оптимистами.
И в то же время христианин борется со злом, веря в окончательную победу добра. Если мы оставим эту борьбу и победу Парусии, то это значит, что мы своим безучастием одобряем зло.
Такая вера – это Божий дар, поэтому она приносит мир – Божий мир. Человек может быть по-прежнему нервным, переменчивым, склонным к депрессии, но в глубине души он будет спокоен. Глубина человеческого духа не зависит от нервов. В случае духовного кризиса вера может оказаться очень полезной.
Продолжение в следующем номере
< Папярэдняя | Наступная > |
---|
Літургічны каляндар
Адзначаем
імяніны: | |
Сёння ўспамінаем памерлых святароў: | |
Да канца года засталося дзён: 18 |
Чакаем Вашай падтрымкі
Дарагія Чытачы!
Просім Вас аб дапамозе ў абвяшчэнні Добрай Навіны. Мы чакаем Вашых лістоў, артыкулаў, здымкаў і падтрымкі ў фінансаванні газеты. Як адна сям’я “Слова Жыцця” мы прагнем несці Божае слова, гаварыць аб Хрысце і Касцёле ўсё большай колькасці людзей у Беларусі і па-за яе межамі.
Просім Вас аб дапамозе ў абвяшчэнні Добрай Навіны. Мы чакаем Вашых лістоў, артыкулаў, здымкаў і падтрымкі ў фінансаванні газеты. Як адна сям’я “Слова Жыцця” мы прагнем несці Божае слова, гаварыць аб Хрысце і Касцёле ўсё большай колькасці людзей у Беларусі і па-за яе межамі.